Социальная сфера деятельности – характеристика и развитие :: BusinessMan.ru

Социальная сфера: цели и задачи

Сущность понятия «социальная сфера»

Замечание 1

В современной научной литературе существует большое количество определений понятию «социальная сфера». Также стоит отметить, что, помимо многоаспектности этого понятия, оно используется в различных контекстах. В широком смысле «социальное» — это все то, что напрямую связано с обществом, с человеком и его жизнью во всех проявлениях: экономической, политической, социальной и духовной.

Сегодня авторы используют понятие «социальная сфера» в нескольких ключевых значениях:

  • Как совокупность больших социальных групп (классов, народов, этносов и национальностей). В данном случае понятие социальной сферы полностью совпадает с понятием социальной структуры современного общества;
  • В качестве обеспечения воспроизводства общества. Таким образом она является совокупностью экономических отраслей, которые в той или иной степени задействованы в процессе удовлетворения социальных потребностей различных участников общественных отношений: граждан, работников различных предприятий, которые получают заработную плату в зависимости от своих обязанностей и способностей.

Замечание 2

Чаще всего в этом втором смысле социальная сфера – это сфера услуг, или иначе ее можно назвать третичным сектором экономики. Иногда этот сектор в некоторых исследованиях имеет еще одно название – социальная инфраструктура (социально-культурная сфера общества).

Цели социальной сферы

Ключевыми в структуре социальной сферы выступают следующие три элемента: здравоохранение, образование, а также культура и искусство как отдельный аспект социальной сферы жизни человека. В зависимости от элемента и определяются ключевые цели социальной сферы.

Целью здравоохранения является организация и обеспечение доступного и, по возможности, бесплатного медицинского обслуживания населения, а также сохранение и повышение уровня здоровья населения государства.

Функции здравоохранения также достаточно разнообразны. Во-первых, это забота о поддержании здоровья населения. Во-вторых, проведение профилактики и лечения наиболее распространенных, а также редких и малоизученных болезней. В-третьих, оказание медицинской помощи любому члену общества. В-четвертых, обеспечение людей всеми необходимыми лекарственными средствами, в том числе средствами первой необходимости. В-пятых, восстановление потерянного здоровья (реабилитация, организация работы в стационарах).

Второй элемент в структуре социальной сферы – образование. Его основные цели – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках.

Замечание 3

Причем, удовлетворение необходимо производить в интересах успешного развития способностей потенциала личности, а также будущего общественно-экономического, политического и культурного прогресса.

Основные функции образования следующие:

  • удовлетворение потребностей человека в получении новых знаний;
  • осуществление подготовки и переподготовки к будущей профессии, а также к труду – как физическому, так и умственному;
  • способствование приобретению специальности и овладению профессией с учетом творческих и иных способностей человека, особенно с учетом его интеллектуального уровня развития;
  • воспитание человека как ответственной и трудоспособной личности, способной к творческой и инновационной деятельности.

Последняя ключевая часть социальной сферы – это культура и искусства, целью которых является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социальной и культурной деятельности населения.

В качестве функций культуры и искусства как ключевого аспекта социальной сферы авторы выделяют следующие: сохранение культурных исторических и национальных памятников; приобщение человека к творениям культуры с многовековой историей; пополнение копилки культурных достижений в области литературы, художественного творчества и искусства, музыки, кинематографа и живописи; духовное воспитание и обогащение человека с учетом его ценностного потенциала и мировоззрения.

Задачи социальной сферы

В последнее время вопросы о задачах социальной сферы приобрели остроту и актуальность в связи с изменениями, которые происходят во всех областях социальной и экономической жизни общества. Они достаточно объективно требуют проведения сильной социальной политики, и это повышает значимость развития данной сферы, которая несмотря на относительную самостоятельность, не может развиваться вне связи с экономикой. Это происходит потому, что в социальной политике проявляются результаты экономической деятельности, и она оказывает влияние на развитие экономики в двух ключевых направлениях: либо стимулируя ее развитие, либо тормозя его, ведя к кризису в этой сфере.

Замечание 4

Задачи социальной сферы заключаются в следующем: во-первых, это повышение уровня жизни населения и создание необходимых условий удовлетворения их материальных и духовных потребностей (социальный аспект). Во-вторых – активное воздействие на повышение эффективности функционирования общественного производства (так называемый экономический аспект). В некоторой степени эти задачи подчинены общим целям социально-экономического развития общества – снижение социальной напряженности в обществе и всестороннее и гармоничное развитие.

Некоторые исследователи выделяют еще 4 ключевые задачи социальной сферы:

  • Создание необходимых условий для формирования и укоренения прогрессивных тенденций в демографических процессах;
  • Воспроизводство рабочей силы, качество которой отвечает потребностям и уровню производства;
  • Эффективное использование трудовых человеческих ресурсов, но создание необходимых как жилищных, так и бытовых условий жизни населения;
  • Улучшение физического здоровья человека, его сохранение и поддержка различными средствами.

Социальная сфера обладает как минимум двумя важными признаками, которые проявляются в ее целях, функционировании и развитии, а также при постановке задач как в общей социальной сфере, так и в каждом отдельном ее элементе.

spravochnick.ru

Социальная сфера и ее структура

Социальная сфера как часть общественной жизни

Сфера общества – это его некая часть, ветвь, грань, которая существует объективно и оформлена структурно, имеет связи с другими сферами, а также со всем обществом.

Замечание 1

Социальная сфера являет собой своеобразное, урегулированное целое со сложной организацией, единое по своему содержанию, качеству, задачам и многофункциональное из-за трудности и неоднозначности процесса воспроизведения социальных субъектов, имеющих свои потребности, способности, разнообразие интересов.

Нынешняя социальная сфера – это монолитная подсистема общества, которая безостановочно модифицируется и существует благодаря объективной потребности общества в постоянном воспроизведении субъектов общественного процесса.

Из всех сфер жизненных процессов социума лишь для социальной сферы основной функцией является воспроизведение неделимого комплекса субъектов в границах социума как целостной общественной системы.

Социальная сфера состоит из системы социальной протекции и гарантий населения¸ которые установлены государственными законами и опираются на наследие жителей страны.

Социальную сферу можно охарактеризовать при помощи:

  • ее незадействованного потенциала, сущность которого есть размеры материальных запасов, вовлеченные в развитие страны;
  • возможности модернизации объектов социальной структуры;
  • количества задействованных работников, уровня их профессиональной квалификации.

Структура социальной сферы

С.А. Щавель определяет сущность социальной сферы, как совокупность четырех взаимосвязанных частей, которые в то же время являются экспериментальными индикаторами, связанными с её предметной идентификацией:

  1. Социальная структура общества, исторически представленная социальными группами и некоторыми конкретными классами (территориальными, социально демографическими и т.п.) и их взаимоотношениями.
  2. Социальная инфраструктура, как сумма форм социально полезного движения и отраслей народного хозяйства, которые направленны на предоставление услуг непосредственно индивидууму.
  3. Все факторы, обеспечивающие связь групп индивидов или самого индивида с обществом, вовлеченность личности в процессы социума, как: социальные интересы, потребности, ожидания и стимулы.
  4. Требования и правила справедливости в социуме, гарантии и условия её обеспечения.

Некоторые исследователи считают, что закономерно говорить про общность элементов в сферах общественной жизни, из которых и состоит любая их этих сфер.

Считается, что есть взаимосвязь между всеми элементами общественных структур, они как бы смешиваются и перетекают один в другой. Но данная взаимосвязь вовсе не означает, что качественная определенность сфер подлежит полной ликвидации. К примеру, классы, иные социальные группы пронизывают своими отношениями и деятельностью все сферы жизни общества.

Законы воспроизводства, которые являются фундаментом социальной сферы, функционируют и развивают данные группы, которые, в свою очередь, связывают сложную жизнь социума в монолитную систему, не растворяясь в законах иных сфер. Большое количество ученых полагает, что выделение в сферах таких составляющих, как субъекты, отношения, деятельность – есть правильный подход. Причем на передний план анализа выступает фактор общественной деятельности.

Каждый из данных подходов обладает своими достоинствами, в силу того, что дает возможность анализировать содержимое и первоосновные характеристики общественной сферы под конкретным углом зрения. Параллельно, ни один из этих элементов не раскрывает всего многообразия структуризации общественной сферы, основываясь на особенностях её социологического исследования.

Процессы социальной защиты, транспортного, бытового, медицинского обслуживания, образования и т.п. являют собой сочетание неизменных актов, относящихся к социальному взаимодействию людей, детерминирующее образ их жизни, условия общественного воспроизводства.

Наравне со всеми процессами, данному взаимодействию характерны: протяженность во времени и пространстве, последовательность, непрерывность. Оно необходимо для достижения двух взаимосвязанных целей: сохранения накопленного до этого человеческого потенциала, обеспечения доступности услуг и создания совершенно новых институциональных допущений модернизации качественных показателей социального воспроизводства следующих поколений, обеспечения увеличения потенциала общественной сферы.

С помощью услуг социальных учреждений формируется социальная экология.

Система индикаторов социальных процессов

Систему индикаторов, которые фиксируют социальные процессы, можно представить в виде показателей, характеризующих:

  1. Потенциал отрасли (наличие кадров разнообразных отраслей общественной сферы, качественные и количественные характеристики достижений образовательной деятельности, уровень здоровья населения, жилищных условий, социальных защиты и обслуживания и т.д.).
  2. Субъективную оценку уровня довольства потребностей индивидуумов, социальных групп в месте жилья, бытовом и медицинском обслуживании, культурно-духовном общении, образовании, политическом участии.
  3. Взаимное отношение бесплатности и платности услуг, частной и государственной принадлежности предприятий, производящих данные услуги, уровень доступности платных услуг разнообразным слоям и группам населения.

Если оценивать ситуацию в отраслях социальной сферы, можно отметить, что в них происходит значительный спад. В результате проводимых реформ ухудшились социальные показатели, характеризующие процессы, перечисленные выше. Также результатом реформ стало лишение основной части населения возможности получать значительную часть услуг.

Замечание 2

Разительное дифференцирование обеспеченности населения социально-культурными услугами происходит из-за поляризации доходов населения, возрастанием цен на услуги и товары, и, в итоге, с уменьшением платежеспособного спроса широких слоев населения, перераспределением наиболее качественных ресурсов в сторону удовлетворения запросов малой высокодоходной прослойки общества.

spravochnick.ru

1.2 Сфера деятельности социальной политики

Другой, достаточно обширный сектор рассмотрения структуры социальной политики связан с так называемым сферным подходом.Особенность этого подхода заключается в том, что в привычном словоупотреблении под названием «социальная сфера», «сфера производства», подразумеваются комплексы, включаю­щие в себя разнообразные, хотя и внутренне схожие виды деятельно­сти, управляемые целым рядом руководящих органов. Определенные виды социальных услуг реализуются не только в рамках одного ведомства, отвечающего за них по своему предназначе­нию, но также в рамках ряда других: так, образовательной деятельно­стью занимаются не только учреждения Минобразования, но также структуры Министерства труда и социального развития РФ, Министер­ства культуры, Комитета по делам молодежи, негосударственные организации, роль которых в последние годы воз­растает. Проблемы детей в той или иной мере затрагивает деятельность многих, если не всех, элементов социального комплекса. Также существуют ведомства, которые формально не относятся к социальной сфере (например, Министерство внутренних дел), однако деятельность их также имеет огромное значение именно для социаль­ного развития [30].

Элементы социальной политики представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Элементы социальной политики

Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность общества и все функции государства, причем ряд элементов в рамках такой структуры являются «пограничными», лежат на стыке социальной сферы и смежных областей деятельности.

Важнейшее место в социальной политике (равно как и в экономической, и в про­мышленной политике) должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть обеспечено его место базовой социальной ценности.

В этом направлении социальная политика включает мероприятия по содействию занятости населения. В современных условиях эта деятельность возможна только в рамках принципа социального парт­нерства, т. е. на основе сотрудничества с предпринимателями (ра­ботодателями) и профсоюзами (объединениями наемных работни­ков). Оформление и поддержание социального партнерства между всеми участниками социально-трудовых отношений, организация деятельности трехсторонних комиссий является неотъемлемой частью социального управления [12].

Помимо поддержания существующих и создания новых рабочих мест одним из путей нахождения «приносящего доход занятия» яв­ляется содействие самозанятости, организации малых предприятий на семейной или соседской основе. Преобладание в настоящее вре­мя среди них торговых или простейших сервисных предприятий — не закономерность, а свидетельство начального уровня развития малого бизнеса. Главное в такой деятельности — индивидуальная инициатива потенциальных предпринимателей, однако региональная администрация может под­держать ее путем обеспечения наиболее благоприятных стартовых условий, создания позитивного нормативно-правового и инвестици­онного климата, защиты от криминалитета, предоставления региональ­ных социальных заказов.

Признанной во всем мире социальной технологией помощи без­работному индивиду является дополнительное обучение или переобу­чение с целью приобретения новой специальности или специализа­ции, более соответствующей требованиям времени [13]. Службы занято­сти активно реализуют такой вид социальной поддержки. К сожале­нию, в условиях глубокого системного кризиса, охватившего нашу страну, иногда бывает трудно выявить, какие же перспективные про­фессии могут гарантировать трудоустройство лицам, направляемым на переобучение.

Спецификой современного уровня социально-экономического развития как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ре­гионах является то обстоятельство, что занятость, наличие оплачива­емой работы не гарантируют получения дохода, эквивалентного не только минимальному потребительскому бюджету, но даже душе­вому прожиточному минимуму, т. е. работающий и получающий за­работную плату человек не всегда зарабатывает достаточно, чтобы обеспечить себя самого, не говоря уже об иждивенцах. Дополнение до прожиточного минимума может быть осуществлено за счет сверх­занятости (вторая работа, полуторная, двойная ставка), полу­чения продуктов с огорода, минимизации потребления, продажи личных вещей, реализации квартиры, дачи. Обра­щение в органы социальной защиты может предоставить человеку (семье) адресную социальную помощь.

Ни одна из этих возможностей не может считаться социально желательной с точки зрения перспективной социальной политики. Сверхзанятость ведет к интенсивной и порой невосстановимой зат­рате сил и здоровья индивидов, дефициту внимания к семье и детям. Наиболее продуктивный вариант как для индивида, так и для обще­ства в целом — повышение уровня оплаты труда, рост трудовой обес­печенности [15].

Функция охраны труда, которая всегда относилась к важнейшим направлениям деятельности государства, но в условиях появления множества частных работодателей приобрела особую остроту. В свое время социальная политика в известной мере вырастала на основе борьбы за охрану труда рабочих. В настоящее время стрем­ление к постоянной экономии, ослабление контролирующей роли государства иногда приводит к тому, что охране труда не уделяется должного внимания, устарелое и опасное оборудование медленно заменяется новым. Здесь необходимы не только постоянные провер­ки, совместный с профсоюзами контроль, но также региональная сти­муляция работодателей, реализующих технологии, повышающие бе­зопасность труда, пропаганда трудоохранных мер, обучение кадров таким знаниям и технологиям.

Элементы социальной политики в области регулирования оплаты труда представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Элементы социальной политики в области регулирования оплаты труда

Наименование

Комментарии

Контроль уровня заработной платы

Согласование и принятие более высоких тарифов и ставок заработной платы

Контроль своевременности выплаты заработной платы

Обеспечение своевременности выплаты заработной пла­ты и наказание за корыстную ее задержку работодателями

Регулирование условий предоставления надбавок и компенсаций

Введение тех или иных региональных (отраслевых) надбавок отдельным катего­риям работающих (за особые условия труда, в силу высокой социаль­ной значимости, для привлечения кадров)

Хотя труд является источником жизнеобеспечивающих ресурсов для индивидов и общества в целом, другие социальные факторы име­ют не меньшую важность. Соответственно, велика роль тех разделов социальной политики, которые направлены на их обеспечение [14].

Мировое сообще­ство все больше признает, что здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или отсутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими цен­ностями или благами. Права индивидов в области охраны здоровья признаются международным законодательством. Так, ст. 12 Меж­дународного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что государства-участники признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и пси­хического здоровья, для чего должны быть предприняты конкрет­ные меры в рамках политики в области здравоохранения. Эти меры касаются медицины, гигиены внешней среды, противоэпидемичес­кой охраны территории, условий нормального питания и здорового развития детей, т. е. политика в области охраны здоровья также мо­жет осуществляться исключительно всей системой органов управ­ления, а не только органами здравоохранения.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здо­ровья граждан закрепляют право на охрану здоровья и меди­ко-социальную помощь, причем они обеспечиваются не только мерами по развитию здравоохранения в целом и медицины в частности, но также охраной окружающей природной среды, созда­нием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. В таком подходе находит свое отраже­ние сложная, не только медицинская, но и социальная природа фе­номена здоровья.

Важным фактором здоровья является уровень и качество пита­ния, которое должно быть рациональным, сбалансированным, отве­чать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и харак­теру занятий. Однако в наших современных условиях углеводный тип питания связан в первую очередь с малообеспеченностью граждан. Даже продуктовая часть прожиточного минимума рассчитывается в основном исходя из таких продуктов, как хлеб, картофель, макарон­ные изделия, крупы. Дефицит белка и витаминов снижает трудоспо­собность и сопротивляемость заболеваниям, отрицательно влияет на развитие детей.

Данный аспект здоровья прежде всего затрагивает социальную политику в целом, так как обязательные социальные минимумы, гарантируемые государством (минимальная заработная плата, ми­нимальная пенсия и др.), должны обеспечивать минимум средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и раз­вития личности.

Важными факторами политики в области охраны здоровья явля­ются санитарное состояние территории и качество здравоохранения. Проблемы санитарной охраны являются функцией управления, вклю­чая защиту от инфекционных заболеваний, карантинных сорняков и вредителей. Ослаблен неуправляемости на всех уровнях, потеря кон­троля над соблюдением стандартов коммунального обслуживания и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекционной забо­леваемости в целом и отдельным вспышкам таких болезней.

Весьма важным и масштабным фактором здоровья является состояние окружающей среды в совокуп­ности его природных и антропогенных условий. Жизнедеятельность общества невозможна без каких-либо воздействий на окружающую среду, выбросов, отходов, загрязнений. Однако применявшиеся преж­де примитивные технологии давали возможность природе ассимили­ровать антропогенные воздействия, хотя первые экологические ката­строфы относятся еще к временам античности. Высокие технологии априорно разрабатываются с целью минимизировать промышленные выбросы и устранить их враждебное воздействие на окружающую сре­ду. Наиболее вредными последствиями грозит индустриальная техно­логия и бытовые отходы больших городов и населенных пунктов. Мас­штабы их загрязнений настолько велики, что требуют затрат больших средств, разработки специальных процессов, иногда создания про­мышленных производств по утилизации отходов [18].

Необходимо разрабатывать и осуществлять социальную политику в области экологии (социоэкологическую политику) в антикризисном варианте. Возможно, что свертывание тяжелой промышленности в ряде случаев дает возможность оптимизировать экономическую структуру территорий с пользой как для социальной сферы, так и для природы: развитие рекреационной деятельности, социального туризма дало воз­можность многим странам найти выход из переживаемого ими кризи­са и добиться высокого уровня жизни населения.

Комплексный подход к взаимоотношениям с окружающей сре­дой, недопустимость и невозможность полного прекращения антро­погенного воздействия на природу, необходимость сочетания разви­тия трудовой занятости и охраны окружающей среды обусловливают то обстоятельство, что социоэкологическая политика также является общей функцией государственного (в первую очередь, регионально­го) управления. В ее рамках должен постоянно поддерживаться ба­ланс между сохранением природы и ее использованием.

Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет степень возможности для индивида добиться ус­пеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Развернувша­яся в мире научно-технологическая революция предъявляет высокие требования как к стартовому образованию детей и молодежи, так и к непрерывному последующему повышению первоначального уровня, дообучению и переобучению взрослых. Образование вносит важней­ший вклад не только в распространение знаний, но также в формирование личности обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потребностям общества.

В нашей стране накоплены богатые традиции развития образова­ния разных уровней. В условиях современного социально-экономи­ческого кризиса в России развитие образования, его адаптация к тре­бованиям социальной действительности и в то же время сохранение традиций фундаментального образования, накопленных за десяти­летия и столетия предшествующей истории, относятся к важнейшим направлениям социальной политики.

Политика субъектов Федерации в области образования определятся как федеральным, так и региональным законодательством и должна вестись на основе региональных образовательных стандартов, отвечающих территориальной специфике.

В основу регионального стандарта образования, который разработан и вводится в настоящее время, положена ориен­тация на обеспечение подготовки молодых людей к самостоятельной жизни с учетом требований рыночных отношений, формирование со­циального оптимизма и уверенности в способности найти свое место в жизни.

Сама образовательная структура представляет собой достаточно сложный феномен, так как она включает учреждения государствен­ного, муниципального и негосударственного характера. Их целью является как обеспечение детям и взрослым возможности получения образования, так и профессиональная их подготовка. Система обра­зовательных учреждений охватывает собой различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования.

На протяжении всех лет ис­тории Советского Союза развитие культурно-досуговой деятельно­сти осуществлялось на базе постулата, сформулированного в свое время К. Марксом, о том, что свободное время личности есть пространство ее действительного развития. Поэтому инфраструктура досуга была нацелена не только на рекреацию, восстановление зат­раченных в рабочее время сил, развлечение, но в первую очередь на — просвещение и воспитание населения. Коммерческая успешность досуговой деятельности была вторичной. Напротив, государство выделяло значительные средства на создание и поддержание деятель­ности театров и киноиндустрии, стадионов и библиотек, музеев и домов культуры. Большинство из них предоставляли свои услуги бесплатно либо за доступную для населения плату [16].

Было бы ошибкой считать, что такой принцип деятельности был характерен только для нашей страны. Большинство государств, име­нуемых социальными и заботящихся о развитии своего человеческого потенциала, проводят разграничение между культурой и просвеще­нием как сферами заботы государства и общества, которые должны максимально обеспечить доступ граждан к культурным ценностям, и шоу-бизнесом как отраслью коммерческой деятельности, главной целью которой является извлечение дохода. Для детей, пенсионеров, инвалидов реализуются программы бесплатного или льготного приобщения к культуре в форме пользования библиотеками, музеями, информационными сетями.

Кроме того, развитие массовой физической культуры для всех сло­ев населения, включая бедные, также является частью социальной по­литики современных государств. Активно организуются спортивные или художественные кружки на муниципальном или общинном уров­не как форма социальной работы с детьми и молодежью, способ вы­теснения антисоциального, криминального влияния улицы.

Недостаточное внимание в последнее десятилетие к культурно-просветительной, неприбыльной стороне досуговой деятельности, коммерциализация этой отрасли социальной сферы привели к тому, что население нашей страны испытывает определенные затруднения в доступе к полноценному отдыху. Само соотношение занятого и сво­бодного времени изменилось в неблагоприятную сторону: люди, име­ющие работу, стремятся ее сохранить или найти дополнительный за­работок. Поэтому сокращается возможность отдохнуть в выходные дни, использовать отпуск. Безработные или лица, формально занятые, но не имеющие нагрузки на работе, не могут считать свое время свобод­ным, оно качественно не наполнено. Кроме того, такое состояние ве­дет к материальным трудностям, психологическим нарушениям.

Изменилась структура проведения свободного времени Люди старших возрастных групп (40 лет и выше) стали тратить больше вре­мени на работу на садовом (дачном) участке, приобретение дополни­тельного источника дохода (шитье, вязанье, вышивание, различного рода ремонтные работы). У них значительно уменьшились зат­раты времени на потребление духовных благ (посещение театров, концертов, музеев, выставок), домашние настольные игры, дневной сон.

У лиц возраста от 16 до 30 лет включительно остаются популяр­ными спортивные соревнования, дискотеки, клубы по интересам, бары, кафе и другие развлекательные ресурсы. Снизилось количество молодых людей, интересующихся искусством, занимающихся при­кладными его видами, читающих газеты и журналы, художественную литературу. В то же время появился «зажиточный» слой молодежи и лиц среднего возраста от 25 до 40 лет, которые могут позволить себе коллекционирование, посещение ресторанов, баров, игорных и раз­влекательных заведений.

Уменьшение у большинства населения экономических возмож­ностей для отдыха связано также с сокращением традиционных рек­реационных территорий за счет потери курортных зон в Прибалтике, на Украине, в Закавказье. Утрата государственного или профсоюзно­го финансирования влечет за собой рост цен на рекреационные услуги российских учреждений. Отказ ряда предприятий от финансиро­вания своих баз отдыха и оздоровления, закрытие многих досуговых учреждений ведут к сокращению инфраструктуры отдыха в целом [30].

Между тем, рекреация относится к числу важнейших функций социальной жизнедеятельности. Без восстановления затраченных сил невозможно ни поддержание трудовой активности, ни творчество, ни социальное развитие. Отдых также можно рассматривать как сред­ство снижения социальной напряженности, фактор профилактики межличностных и групповых конфликтов.

Жилищная политика является важнейшим элементом обеспечения социального развития, в серьезной степени она связана не только с экономикой, но и с идеологией социально-экономической направлен­ности движения странны. От принятия той или иной идеологии, того или иного направления развития зависит определение целей жилищ­ной политики, средств и методов их достижения. Плановая эконо­мика неоднократно провозглашала целью обеспечение каждой семьи отдельным жилищем. Однако в ее рамках имелось неустранимое про­тиворечие: гарантированное предоставление жилья было связано с длительностью его ожидания и скромными качественными показате­лями.

Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданами по предоставлению жилья, однако дает возможность его приобретения на рыночных условиях, причем в та­кие сроки и такого качества, какие может себе позволить потребитель. Противоречие этой модели жилищной политики заключается в том, что подавляющее большинство населения имеет доходы, абсолютно не позволяющие удовлетворять жилищные потребности на рыночной основе. Следует заметить, что большинство типов социальных госу­дарств проводят жилищную политику, обусловливающую предостав­ление своим малообеспеченным гражданам дешевого муниципального жилья.

studfiles.net

Организации социальной сферы

Определение понятия «социальная сфера»

Замечание 1

Следует отметить, что понятие «социальная сфера» не имеет единой трактовки и теоретического обоснования, хотя и широко используется в современной экономической литературе и хозяйственно-управленческой практике. Характерной особенностью современных исследований сущности социальной сферы является существенное расхождение в диапазонах определения этого понятия; ее содержание каждый раз приобретает разноплановой конкретизации. Так, социальную сферу ученые рассматривают как сектор экономики, как совокупность отраслей, как совокупность услуг, как сферу деятельности людей и т.д.

Анализ различных точек зрения авторов к определению сущности социальной сферы позволил обобщить определенные характерные признаки, раскрывающие содержание и специфику ее функционирования:

  • Во-первых — результатом функционирования социальной сферы являются услуги;
  • Во-вторых — социальная сфера является одной из основных сфер общественной жизни в процессе которой воспроизводится человеческий капитал.

Основные подходы к пониманию сути «социальной сферы»

Можно определить два основных подхода, раскрывающие содержание данного понятия. Первый подход предполагает, что социальная сфера это система отраслей, представляет в совокупности одну из основных сфер производства — непроизводственную сферу. Итак, в качестве критерия выделения социальной сферы избирается нематериальный характер результатов ее деятельности. То есть социальная сфера относится к третичного сектора экономики, который охватывает области, предоставляющих услуги (сервисный сектор).

Замечание 2

Следует отметить, что еще в 30-40-х годах ХХ века ученые обосновывали сдвиги в экономическом развитии именно в направлении сервисного обслуживания. Так, известные концепции в этом были разработаны А. Дж. Б. Фишером, К. Кларком, которые разделяли все общественное производство на три сектора:

  • Первичный, куда относились отрасли, деятельность которых связана с получением первичных ресурсов, в том числе сельское хозяйство;
  • Вторичный сектор, включавший отрасли обрабатывающей промышленности и строительство;
  • Третичный сектор, который охватывает области, предоставляющих услуги.

Второй подход к определению экономической сущности социальной сферы основывается на социальной значимости ее отраслей, а также их роли в формировании образа и уровня жизни людей, их благосостояния и потреблении. Так, социальная сфера создает благоприятные условия как для духовного, так и материального жизни, поскольку качество, ассортимент и доступность предоставляемых услуг является важной составляющей частью формирования высокого уровня жизни населения.

Развитие «социальной сферы»

По нашему мнению в социальной сфере следует понимать сектор экономики, в котором осуществляется производство, распределение и потребление материальных благ, а также происходит обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала с участием государства как гаранта экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни населения.

Развитие социальной сферы следует рассматривать как важный фактор ускорения экономического развития, обусловленный влиянием таких факторов, как:

  • социальные изменения в обществе приводят к росту доходов населения, трансформации образа жизни, повышение общей потребности в тенденции развития бизнеса, способствует росту требований к качеству услуг;
  • политика государства, которая может проявляться в усилении контроля над ценообразованием в социальной сфере, принятии законов, помогают активизации развития последней;
  • развитие информационных технологий и их внедрения в производство, что проявляется в интеграции компьютерных и телекоммуникационных технологий, в более активном использовании компьютерной техники и сети Интернет, в появлении новых видов услуг;
  • интернационализация и глобализация организации социальной сферы, которые тесно связаны с активизацией процессов объединения и поглощения на международном уровне, выходом предприятий на новые рынки, а также с возникновением значительного количества стратегических альянсов, повышением активности транснациональных сервисных компаний;
  • развитие научно-технического прогресса, что приводит выход на рынок широкого спектра инновационных услуг, связанных с информационными технологиями, компьютеризацией, новыми способами коммуникаций.

spravochnick.ru

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, Характеристика социальной сферы

51 Характеристика социальной сферыри

Социальная сфера деятельности на региональном уровне заключается в осуществлении пространственных процессов в обществе, внедрении рациональных форм организации жизни людей с точки зрения условий труда, быта, отвечает очинку, развития личности, обновления жизни, воспроизводства населения. Эта сфера непосредственно связана с политикой, экономикой, социологией, демографическими исследованиями и т.д.. Вопрос о развитии в социальной сфере как вида экономической деятельности рассматриваются исключительно в контексте организации жизни людей в пределах конкретной территории, территориальной организации рабоці.

В состав социальной сферы региона относятся учреждения, способствующих воспроизводству населения, учреждения здравоохранения, социальной защиты населения, организация санаторно-курортного, туристско-отель льного обслуживания, физкультуры и спорта. Задача региональных учреждений, способствующих воспроизводству населения — удовлетворить потребности людей. Специалисты учреждений здравоохранения, например, изучают уровень с ахворюваности людей отдельными болезнями, причины, влияющие на наличие того или иного класса болезней. Наличие населения, физическое состояние людей используют для определения потребностей в учреждениях здоровья, сети медицинских учреждений, сети домов-интернатов для престарелых и инвалидов, санитарно-курортных и других учреждений. На этой основе определяют необходимое количество медицинского персоналналу.

Важное значение для населения, проживающего на территории определенного региона, масс использования учреждений образовательно-культурного и духовного направления. От состояния образования зависит научный потенциал обществ ва и его развитие. К учреждениям образования относятся общеобразовательные учебные заведения и высшие учебные заведениеди.

Широкая сеть учреждений культуры способствует духовному росту общества. В состав этих учреждений входят музыкальные школы, школы художественного искусства, библиотеки, клубы, театры, музеи и т.д.о.

Среди учреждений, удовлетворяющих материально-бытовые потребности населения, важное место занимают учреждения жилищно-коммунального и бытового обслуживания. От их работы, от уровня обслуживания населе ения зависят социальные условия жизни и труда людей, общая культура общества. Развитая организация бытового обслуживания позволяет значительно сократить время каждого человека на выполнение бытовых х работ, использовать освободившийся время для удовлетворения культурных потребностей, организацию спортивных мероприятий, туризма тощщо.

Содержание социальной сферы деятельности определен. Конституцией Украины, учитывает интересы как каждого отдельного человека, так и всех социальных групп и слоев общества, создает условия для достижения нового уровня ния жизни, охраны здоровья человека, рост духовного и физического потенциала, обеспечение социальной защищенности населения. Конституция Украины гарантирует необходимые условия для развития всех наций, проц утнисть кризисов и конфликтов между людьми, создание необходимых социально-экономических языков для жизни людей. Деятельность в социальной сфере направлена ??также на формирование инициативной личности, решения иток украинской культуры и культуры национальных меньшинствн.

последнее время научным исследованиям социальных процессов на региональном уровне уделяется значительное внимание. Результаты научных исследований и обобщения опыта практической работы дают возможность для изучения и обобщения тенденций в изменениях социальных процессов, оценить влияние на эти процессы экономической трансформации общества, изменений в характере производственных отношений тощо.

Рассматривая социальное положение населения, проживающего на территории определенного региона с системных позиций необходимо отметить, что социальная сфера развивается в результате последовательного воздействия политических, ор рганизацийно-правовых и экономических факторов. Обобщая наличие разнопланового влияния можно заметить, что формирование перспектив социального развития региона осуществляется под одновременным воздействием ор ганизацийних (прямых) и экономических (косвенных) методов, которые в своей совокупности определяют содержание вертикальных связей»центр-регион», а также содержание горизонтальных связей между отдельными территориями, п идприемствамы, коллективами и т.п.. Благодаря этому существуют благоприятные условия для аналитико-диагностической оценки существующего состояния социальных отношений, оценки уровня жизни людей, а также для прогностического, нор мативно-целевого определения перспектив социального развитияку.

Социальные процессы на региональном уровне формируются на основе имеющихся:

• социальных обязательств и ответственности;

• социальных стандартов и утвержденных норм;

• социальных ограничений.

В социальных обязательств и ответственности относится установление конкретных обязанностей между обществом и государственной властью относительно накопления национального богатства и его потребления соблюдение я рациональных соотношений границ производительностью труда и уровнем заработной платы, внедрения различных форм материального поощрения труда, рационального использования материально-технических, топливно- энергетических и природных ресурсов, сохранение окружающей природной среды.

Использование социальных стандартов и утвержденных норм предусматривает обеспечение конституционных прав граждан на социальные условия проживания, трудоустройства, удовлетворения образовательно-культурных и духовных их потребностей. Установление содержания и объема социальных услуг в соответствии с утвержденными нормами определяет законодательно определено удовольствия людей определенным объемом социальных услуг, в том числе таких, что надо ются на льготной основі.

Социальные ограничения формируются в зависимости от состояния экономического развития государства и региона, предусматривают определение объемов финансирования внедрения конкретных видов социальных услуг из всех воз жливих источникам финансирования.

Важное значение приобретает стремление обеспечить одинаково качественные условия жизни для населения независимо от места проживания. С этой целью государственные органы предусматривают меры по бюджетному выравнивание вания межрегиональных различий, что касается уровня трудоустройства людей, развития социальной инфраструктуры, внедрения на всей территории государственных стандартев.

Объективно оценивая особенности социально-экономического развития территорий, необходимо заметить, что абсолютно одинакового состояния качества жизни людей на всей территории Украины достичь невозможно. Рег. Гион различаются по природно-климатическими, экономическими, историческими и другими условиями, которые по своей сути определяют различия и специфические особенности жизни людей на отдельных территориях не выпадет ково. Законом Украины»О стимулировании развития регионов»(2005 г) впервые определены такое понятие, как»депрессивная территория»депрессивные территории считается регион, уровень развития которого является самым низким среди территорий соответствующего тылу. Согласно закону депрессивным регионом считается регион среди регионов такого типа, в котором в течение последних пяти лет был самым низким показатель валовой добавленной в артости на одного человека касается регионов промышленного типа, то депрессивным считается тот, в котором в течение последних трех лет являются самыми высокими средние показатели уровня безработицы, низкая занятость в промыш ности и объем промышленного производства на душу населения и самый низкий уровень средней заработной платы. Сельский регион считается депрессивным, в котором в течение последних трех лет являются самыми низкими плотно ость сельского населения и естественный прирост населения, низким объем производства сельскохозяйственной продукции на душу населения и уровень средней заработной платы. Город областного значения считается ется депрессивным, в котором в течение последних трех лет среди городов подобного типа является высшим показатель уровня безработицы и низким уровень средней заработной платы. Депрессивными определяются территорий ее областей, отдельных промышленных и сельских районов, а также города областного значения значення.

Таким образом, законодательно признано существование депрессивных территории и направления стимулирования их развития. Стимулирование развития региона понимают как комплекс правовых, организационных, научных, финансовых и других мероприятий, направленных на достижение устойчивого развития региона на основе сочетания экономических, социальных и экологических интересов максимально эффективного использования потенциала региона в инт ересь его жителив.

Оценка объективно существующих различий в социальном развитии регионов Украины раскрывается содержанием последующих разделов учебника. Рассматривается состояние и развитие образования, здравоохранения, социального в защиты и социального обеспечения людей, культуры, искусства, туризма, гостиничного обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства.

uchebnikirus.com

§3 Структура социальной сферы

Под структурой социальной сферы подразумевается соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей.

Отраслевая структура социальной сферы отличается многообразием входящих в нее отраслей и подотраслей. Имеется несколько подходов к определению состава отраслей, входящих в социальную сферу.

В соответствии с экономическим подходом к социальной сфере относятся отрасли, которые непосредственно удовлетворяют социальные и духовные потребности человека путем предоставления услуг, как правило, не принимающих материальную, вещественную форму (хотя и здесь могут быть исключения типа услуг общественного питания и бытового обслуживания).

Социальная сфера по своему составу близка к сфере, ранее называвшейся непроизводственной, однако не равнозначна ей. В непроизводственную сферу входили и такие отрасли, которые не относятся к социальной сфере: наука и научное обслуживание, связь и информационные услуги для организаций и учреждений; охрана общественного порядка и безопасности. Поскольку непроизводственная сфера представляла собой сферу экономики, непосредственно не связанную с созданием материального продукта, в нее не входили некоторые отрасли, относимые к социальной сфере, например, общественное питание и торговля, так как в этих отраслях материальный продукт либо, создается либо доводится до потребителя.

Бурное развитие в нашей стране в последние годы финансово-кредитной сферы экономики привело к созданию большого числа организаций, предоставляющих населению различные услуги финансового характера. Причем, некоторые из этих услуг, например, такие как социальное и пенсионное страхование, жилищное и потребительское кредитование имеют четкую социальную направленность. Однако, на наш взгляд, организации, предоставляющие подобные услуги (внебюджетные фонды, негосударственные страховые и пенсионные фонды, общества взаимного кредитования и т.п.) не могут быть прямо отнесены к социальной сфере, так как они лишь создают финансовые условия для удовлетворения социальных потребностей населения.

В социальную сферу входят также организации, находящиеся в ведении непрофильных, в основном производственных министерств и ведомств, но оказывающие услуги населению.

В настоящее время значительное число негосударственных организаций и учреждений в соответствии со своими уставами ведет различные виды деятельности, в том числе, оказывая социальные услуги населению. Причем часто в государственных органах статистики эти организации зарегистрированы лишь по основному виду деятельности и поэтому их дополнительные услуги не могут быть учтены должным образом. В результате о вхождении негосударственных структур в социальную сферу можно говорить лишь на основании их основной, профильной деятельности.

Для экономики и управления социальной сферой принципиальное значение имеет ее секторальная структура, предусматривающая, что все входящие в нее организации и учреждения могут относиться к одному из трех секторов: государственному, коммерческому и неприбыльному.

Государственный сектор включает в себя государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. При этом государственные организации могут в качестве основной цели своей деятельности иметь извлечение прибыли (унитарные предприятия) или не иметь такой цели и не распределять полученную прибыль между участниками (государственные учреждения).

Коммерческий сектор включает в себя организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, находящихся в частной собственности, и преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Неприбыльный сектор состоит из организаций, создаваемых в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов, партнерств. Отличительной особенностью данных организаций является то, что они, также как и государственные учреждения, не преследуют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, а в случае ее наличия не распределяют ее между участниками.

Коммерческий сектор в нашей стране формировался двумя путями. Во-первых, в процессе разгосударствления социальной сферы часть организаций таких отраслей как торговля, бытовое обслуживание, туризм, гостиничное хозяйство и некоторых других перешла в частную форму собственности, а во-вторых, образовалось большое количество абсолютно новых предпринимательских структур. Эти два пути формирования коммерческого сектора обусловили различные “стартовые возможности” развития входящих в него организаций социальной сферы. Многие организации коммерческого сектора имеют многопрофильный характер и предоставляют услуги самого различного вида. Это приводит к тому, что в коммерческом секторе как бы “размываются” границы традиционных отраслей, оказывающих социальные услуги.

Неприбыльный сектор экономики образовывался в нашей стране в последние годы либо на базе общественных организаций, существовавших еще в условиях директивной экономики (например, таких как общества инвалидов, Фонд культуры, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца), либо в виде вновь созданных благотворительных фондов, общественных организаций и других благотворительных структур.

Рассматривая отраслевую и секторальную структуру социальной сферы, можно отметить, что в таких отраслях как образование, социальное обеспечение, здравоохранение, в некоторых подотраслях культуры, преобладают государственные учреждения; в розничной торговле, бытовом обслуживании, общественном питании, частично в физической культуре большинство организаций относится к коммерческому сектору, а позиции организаций неприбыльного сектора особенно сильны в социальном обеспечении, в культуре и в образовании.

Многообразие организаций социальной сферы обуславливает наличие различных подходов к определению ее состава. Длительное время в России действовал традиционный подход к понятию “социальная сфера”, основанный на отраслевом принципе.

Отраслевой состав был зафиксирован в Общероссийском классификаторе “Отрасли народного хозяйства”, утвержденном в 1992 году. В соответствии с ним все отрасли экономики были подразделены на две сферы: производственную и непроизводственную, которая часто отождествлялась с социальной.

В дальнейшем были попытки выделения социальной сферы из состава непроизводственной сферы и сферы материального производства. В результате в 80-е годы в соответствии с методическими подходами того времени сфера обслуживания населения включала следующие отрасли: розничная торговля и общественное питание; бытовое обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения и непроизводственной сферы; здравоохранение; физическая культура; социальное обеспечение; народное образование; культура и искусство.

Информационная интеграция России в мировое сообщество, вызвала необходимость пересмотра целого ряда классификаций и создание нового поколения классификаций, ориентированных на перспективы развития национальной экономики. К ним относится группировка хозяйствующих единиц в соответствии с типами экономического поведения по секторам экономики (организации по производству товаров и услуг; финансовые учреждения; государственные (муниципальные) учреждения; общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства).

Современным подходом к выделению социальной сферы, следует считать Общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг, утвержденный в 1994 году. В основу этой классификации было положено понятие вида деятельности или “чистой отрасли”, то есть однородного технологического процесса по оказанию социальной услуги.

В соответствии с этим классификатором к социальной сфере относятся следующие виды деятельности:

— оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов;

— гостиницы и рестораны;

— транспортное, складское хозяйство и связь;

— финансовое посредничество — страхование, пенсионное обеспечение, кроме обязательного социального страхования;

— государственное управление и социальные услуги;

— образование;

— здравоохранение;

— деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;

— деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;

— деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.

Здесь впервые в состав социальной сферы включены производственные виды бытовых услуг, которые ранее относились к производственному сектору в качестве самостоятельного вида деятельности были выделены , услуги гостиниц и ресторанов. Собственно социальные отрасли, такие как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство, туризм были включены, как и ранее, в качестве самостоятельных видов деятельности.

Вопросы для самопроверки.

1. В чем состоят особенности отраслевой и секторальной структуры социальной сферы?

2. В какие сектора входят коммерческие организации?

3. В чем состоит традиционный подход к определению состава социальной сферы?

4. Почему стал необходим новый, более современный подход к определению состава социальной сферы?

Вопросы для обсуждения.

1. Каковы содержание и структура экономических отношений в социальной сфере?

2. Чем обусловлена несостоятельность применения чисто рыночного механизма в социальной сфере?

3. Каковы преимущества и недостатки отдельных моделей социальной политики?

4. В чем состоит роль государства в функционировании социальной сферы?

5. Какие факторы определяют масштабы государственного, коммерческого и неприбыльного секторов социальной сферы?

Литература:

1. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ. Под ред. Л.Л.Любимова.  М.: Аспект-Пресс, 1995.

2. Антология экономической классики. Предисловие И.А.Столярова.  М.: МП “ЭКОНОВ” — “КЛЮЧ” , 1993.

3. Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы.  Казань, 1996.

4. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг.  СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.

5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика /Общая редакция Л.С.Тарасевича.  СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

6. Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг.  М.: 1991.

7. Механизмы защиты социальной сферы (на примере развитых стран Запада и Японии).  М., Наука, 1995.

8. Розанваллон П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния.: Пер. с фр.  М.: Изд.фирма “Ad Marginem”, 1997.

9. Трейер В. Перспективы развития экономических классификаций в России.  Вопросы статистики, 1996, №5.

10. Флекснер Ф. Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом: Пер. с англ.  М.: Международные отношения, 1994.

11. Шумплер И.А. Капитализм, Социализма и Демократия: Пер. с англ. /Предисл. и общ. ред. В.С.Автономова.  М.: Экономика, 1995.

12. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов.  М.: Аспект Пресс, 1996.

1 Корнаи Я. Дефицит. Пер. с венгер.  М.: Наука, 1990.  С.586.

1 Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель.  М.: Наука, 1991.  С.7.

23

studfiles.net

Глава 1 Социальная политика и социальная сфера

Из этой главы Вы узнаете:

 каковы основные составляющие социальной политики;

 что такое “модель социальной политики”;

 чем отличаются отдельные модели социальной политики;

 почему государство должно вмешиваться в рыночные процессы в

социальной сфере;

 какие организации относятся к государственному, коммерческому и неприбыльному секторам социальной сферы;

 какие классификаторы используются для описания структуры соци- альной сферы.

§1 Сущность и модели социальной политики

Социальная политика — это деятельность государства и/или общественных институтов, связанная с отношениями между социальными группами и общностями по поводу условий создания и распределения общественного продукта, позволяющая согласовывать коренные интересы и потребности указанных групп населения с долговременными интересами и целями общества.

Основной целью социальной политики является обеспечение динамичного развития общественно-политической системы путем создания трудоспособным гражданам условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью, а нетрудоспособным, социально-уязвимым слоям населения гарантирование социальной защищенности и поддержки.

Социальная политика включает в себя четыре основные части:

— создание правовых, организационных и финансовых условий организациям социальной сферы для удовлетворения различных потребностей членов общества;

— создание правовых, организационных, производственных предпосылок для самостоятельного зарабатывания гражданами средств на поддержание необходимого уровня жизни;

— создание условий для удовлетворения потребностей населения путем развития социальной инфраструктуры, находящейся в собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных органов управления;

— организация производства, распределения и потребления отдельных товаров и продуктов на производственных предприятиях и в учреждениях социальной сферы, находящихся в собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных органов управления.

Выбор в качестве приоритетных тех или иных составляющих социальной политики означает не только соответствующий маневр ресурсами, направляемыми в различные отрасли социальной сферы. Кроме того, указанная приоритетность обуславливает социальные гарантии со стороны общества, которые оно дает своим членам по поводу обеспечения их потребностей в рамках каждой из составляющих социальной политики.

Сочетание этих элементов социальной политики в ее конкретных мероприятиях, осуществляемых государством или другими субъектами, придает определенное своеобразие социальной политике отдельных государств, нашедших свое отражение в различных моделях социальной политики.

Под моделью социальной политики подразумевается общая схема описания важнейших элементов социальной политики, ее целей, задач, инструментария, форм реализации во взаимосвязи с обесславливающими ее экономическими, демографическими, политическими и другими факторами.

Рассмотрим некоторые модели социальной политики, применявшейся в различных странах в последние десятилетия.

В директивной экономике нашей страны и в других социалистических странах реализовывалась так называемая патерналистская модель социальной политики. Именно патернализм представлял собой важнейшую черту данной социальной модели. Я. Корнаи определяет патернализм как такую модель, когда “центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему наиболее целесообразным”.1

На первый взгляд, государство сосредотачивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако, в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на “высшую инстанцию” в решении всех социальных проблем.

Еще одна характерная черта патерналистской модели — жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальными благами и услугами. Последствием этого явилась не только непомерная для государства “ноша” в виде попытки директивно сбалансировать объем и структуру спроса и предложения на товары и услуги, но и резкое снижение заинтересованности производителя в изучении потребительского рынка, что привело в конечном счете к полному диктату производителя.

Третья черта патерналистской модели — этатизм, т.е. огосударствление социальной сферы, ее отдельных отраслей и учреждений. Этатизм является логическим продолжением патернализма и служит инструментом прямого вмешательства государства в функционирование социальной сферы и вытеснения из нее любых субъектов, способных не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудничество в решении социальных проблем.

Четвертая черта указанной модели — чрезвычайно слабое развитие, а часто и отсутствие, рыночных отношений в отраслях социальной сферы. Причем уровень развития рыночных отношений весьма отличается по отраслям.

В таких отраслях как образование, здравоохранение, социальное обеспечение практически полностью отсутствовали платные формы и ресурсы для их развития направлялись из государственного и местного бюджетов и из средств предприятий. В отраслях культуры, связи и физической культуры, на пассажирском транспорте рыночные отношения приняли модифицированную форму, предусматривающую платные формы обслуживания населения, но при этом на услуги данных отраслей устанавливались заниженные по сравнению с себестоимостью цены, требовавшие постоянных и все возрастающих дотаций. В третьей группе отраслей — в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании — исторически сохранялись элементы реального рынка, здесь также присутствовала некоторая доля частной собственности. Но особенно активно рыночные отношения в этих отраслях развивались в форме “теневой” экономики, в виде услуг “черного” и “серого” рынков.

Пятая черта патерналистской модели — эгалитаризм — равенство в потреблении материальных благ и услуг.

Данный принцип социальной политики сыграл положительную роль в обеспечении общедоступности важнейших социальных благ. На его основе в нашей стране была достигнута всеобщая грамотность, улучшены жилищные условия миллионов людей, снижена заболеваемость по большинству болезней, увеличена продолжительность жизни. Вместе с тем, эгалитаризм снижал стимулы к труду у населения, отрицательным образом влиял на качество предоставляемых услуг. При этом декларируемые государством эгалитаристские принципы часто вступали в противоречие с многочисленными привилегиями номенклатурного класса.

Шестая черта патерналистской модели социальной политики — гарантированная всеобщая занятость — была обусловлена отсутствием реального рынка труда. По мере интенсификации общественного производства политика всеобщей занятости столкнулась со значительными трудностями, в частности, по созданию все новых рабочих мест. В то же время слаборазвитая система переподготовки и переквалификации кадров в сочетании с массовой первичной подготовкой кадров не позволяла оперативно реагировать на запросы народного хозяйства. С другой стороны, в стране существовала скрытая безработица, причем не только в форме занятости в домашнем и личном подсобном хозяйстве, но и вследствие неэффективного использования рабочего времени, особенно, со стороны инженерно-технических работников и младшего управленческого персонала.

В целом, можно сделать вывод о том, что на определенном этапе развития общества патерналистская модель социальной политики стала существенным тормозом для совершенствования социально-экономических отношений. Поэтому по мере реформирования российского общества встала задача поиска альтернативных моделей социальной политики.

Среди моделей социальной политики, наиболее близкой к патерналистской модели, имевшей место в Советском Союзе и в других социалистических странах является шведская модель благосостояния.

Важнейшим положением данной модели является идея солидарности различных социально-экономических групп и слоев населения. Поэтому патерналистские черты, присущие данной модели, не были взаимосвязаны с подавлением государством жизненных интересов того или иного класса, подобно тому как это произошло в нашей стране.

Равноправие отдельных классов и групп, присущее шведской модели социальной политики в свою очередь породило ее эгалитаризм. Шведское государство взяло на себя не только равную защиту интересов всех членов общества, но и добивалось относительного сближения благосостояния отдельных групп населения. Однако достижение всеобщего благосостояния в сочетании с высоким качеством предоставляемых благ и услуг требовало значительных затрат со стороны шведского государства.

Данное обстоятельство обусловило следующую особенность шведской модели — ее рестриктивный (ограничительный) характер. Подобная рестриктивность касается как личных доходов населения, так и доходов предпринимателей, и реализуется с помощью прогрессивной налоговой системы, которая позволяет изъять в государственный бюджет значительную часть первично распределяемых доходов.

В свою очередь жесткая налоговая система является финансовой базой для различного рода трансфертных платежей и для развертывания широкой сети высококачественных социальных услуг. Значительная роль трансфертных платежей влечет за собой активное вмешательство шведского государства в функционирование органов социального страхования, которые находятся под строгим государственным контролем и финансируются в значительной мере за счет государственного бюджета.

Шведской модели благосостояния присущ высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг, на которые расходуется примерно 40% всех расходов государственного бюджета.1

Однако рассматриваемой модели социальной политики присущи такие недостатки как слабая связь между характером и эффективностью труда отдельного работника и уровнем его социального обеспечения; нивелирование в оплате труда вследствие жесткой рестриктивной системы; слабая конкуренция в деятельности организаций и учреждений социальной сферы.

Следующей моделью социальной политики, получившей распространение в индустриально развитых странах, является концепция “государства благосостояния”.

В основе концепции “государства благосостояния” лежало предположение, что государство — единственный институт современного общества, не имеющий собственных интересов и поэтому способный выступать посредником между классами и действовать в соответствии с общественными интересами. Исторически концепция “государства благосостояния” формировалась в периоды экономических и политических потрясений, когда государство берет на себя все управленческие функции, включая социальную сферу, минимизируя при этом действия рыночных факторов. Это, в свою очередь, обеспечивало гарантию общедоступности социальных благ и услуг, причем критериями доступа к указанным благам становилось гражданство как право каждого гражданина получить социальную поддержку и защиту со стороны государства.

Следует отметить, что эта концепция выполняла функции не только социального амортизатора (например, в виде поддержки безработных, программ занятости, переподготовки и профессиональной ориентации лиц, потерявших работу, и т.п.), но и функции существенного улучшения качества рабочей силы, что стало особенно актуальным в условиях разворачивающейся в эти же временные рамки научно-технической революции. Еще одна важная функция концепции “государства благосостояния”, обеспечившая широкую поддержку данной социальной модели, — предоставление социальных гарантий в старости и в экстраординарных случаях.

На первоначальных этапах осуществления концепции “государства благосостояния” деловые круги воспринимали ее достаточно лояльно, так как она способствовала установлению “социального мира”. Но со временем налоговое бремя оказалось для них (как и для широких слоев населения) излишне тяжелым. При этом многочисленные исследования показали, что “огосударствленная” часть социальной сферы отличалась не только более низким качеством услуг, но и менее рациональным использованием ресурсов, нежели аналогичные частные и общественные организации и учреждения социальных отраслей. Все это породило требования о свертывании концепции “государства благосостояния”, о приватизации отдельных отраслей социальной сферы и о более широком использовании в функционировании социальных отраслей рыночных принципов, что и было осуществлено в большинстве стран Западной Европы в середине 70-х — начале 80-х годов.

Если концепция “государства благосостояния” получила наибольшее развитие в Великобритании, Франции и ряде других европейских стран, то концепция “социального рыночного хозяйства” наиболее полно была реализована в ФРГ.

Сущность концепции “социального рыночного хозяйства” заключалась в признании примата экономической свободы предпринимателя и отрицании административного вмешательства в экономику поскольку именно рыночная свобода создает экономические, ресурсные предпосылки для достижения социальных целей.

На основе развития чисто рыночной экономики западногерманское государство развернуло целую систему социальных амортизаторов, не позволяющих любому гражданину опускаться ниже установленной черты бедности. Но при этом государство старается не брать на себя выполнение таких социальных задач, которые под силу самим гражданам.

Социальная политика, осуществляемая на основе концепции “социального рыночного хозяйства”, не лишена некоторых противоречий. Они заключаются в том, что, с одной стороны, сохраняется рыночный характер предоставления большинства социальных услуг. Это позволяет обеспечивать суверенитет потребителя данных услуг, поддерживать конкуренцию между отдельными организациями и учреждениями социальной сферы. В то же время, осуществление государственных социальных программ потребовало создания значительного бюрократического аппарата со всеми присущими ему проблемами неэффективности, отчуждения, низкой степени ответственности за осуществляемую работу.

“Социальное рыночное хозяйство” представляет собой относительно более рыночную, чем концепция “государства благосостояния” модель социальной политики. Причем на протяжении уже почти пятидесяти лет основные постулаты “социального рыночного хозяйства” сохраняются в практически неизменном виде.

В русле либеральных экономических воззрений находится рыночная модель социальной политики. Основной идеей данной модели является тезис о необходимости усиления рыночного начала в социальной сфере взамен широкого государственного вмешательства. Это находит свое воплощение в частичном разгосударствлении социальной сферы, во-вторых, в расширении применения рыночных инструментариев в функционировании социальных отраслей.

В процессе разгосударствления происходит диверсификация социальных учреждений по формам собственности, условиям предоставления услуг, нацеленности услуг на определенные группы населения.

Вторая основополагающая идея рыночной модели социальной политики — ее селективность, избирательность, ориентация на четко определенные группы населения или на отдельные типичные жизненные ситуации, требующие помощи со стороны государства. Таким образом, государственная социальная политика складывается как бы из двух частей, в зависимости от того, к какой группе членов общества она применяется. Для трудоспособных граждан помощь государства сводится к созданию условий для повышения их трудовой активности и развитию самопомощи. Социальная же помощь со стороны государства или других общественных институтов оказывается гражданам лишь по причинам болезни, несчастного случая, старости и безработицы.

Третья черта рыночной модели социальной политики — ее ориентация на традиционные ценности и социальные институты, такие как семья, местные общины, неприбыльные организации.

Рыночная модель социальной политики легла в основу конкретных шагов правительства Великобритании, возглавлявшимся М. Тэтчер, в середине 70-х годов. Реализация данной модели стала своеобразным ответом на просчеты и недостатки социальных моделей типа модели “государства благосостояния”.

Вопросы для самопроверки.

1. Какие общественные процессы затрагивает социальная политика?

2. Что общего в патерналистской модели и шведской модели социальной политики?

3. В чем состоит основное отличие модели “государства благосостояния” от модели “социального рыночного хозяйства”?

4. Каким группам населения оказывается помощь со стороны государства в рамках рыночной модели социальной политики?

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *